Самый крупный образовательный проект Фонда, существующий с 2000 года. Программа объединяет профессионалов из сферы высшего образования и смежных областей, готовых сделать свой вклад в развитие общества и обеспечивать устойчивость изменений.

Деятельность Фонда и его новая стратегия были представлена на конференции «Частное благосостояние в России», проходившей 30 ноября 2016 в Московской школе управления «Сколково». Участвуя в работе бизнес-лаборатории «Инвестиции с социальным эффектом», генеральный директор Фонда Оксана Орачева рассказала об основных принципах, направлениях и особенностях поддержки Фондом высшего образования, культуры и развития филантропии.
− Формулируя нашу новую стратегию, мы предложили новую философию филантропии, в основе которой лежат два ключевых понятия: творчество и лидерство, − рассказала Оксана Орачева. – Мы считаем, что в результате нашей поддержки должны появляться те самые лидеры, которые, будучи, с одной стороны, профессионалами, с другой – социально ответственными людьми, станут решать общественные проблемы. Инвестируя в людей, мы получим социальный эффект: лидеры возвращают вложения, решая общественно значимые проблемы. Очень важен устойчивый эффект: изменения, которые происходят при нашем участии, должны быть долговременными. Тема «жизнь после гранта» всегда была очень важной для нас. Выбирая проекты, мы всегда задумывались о том, что произойдет, когда деньги закончатся. Как команда и ее лидер будут искать ресурсы, привлекать партнеров. Наша задача – поддерживать жизнеспособные проекты. Такие, как музей «Коломенская пастила», начавшийся с исследовательского гранта на изучение темы. Сейчас в Коломне работает целый музейный кластер, который существенно изменил экономическую ситуацию в городе, привлек туристов, создал новые рабочие места. Фактически, получилась модель новой туристической индустрии, которая может тиражироваться и в других городах.
Оксана Орачева отметила, что российское законодательство накладывает на деятельность благотворительных фондов определенные ограничения. В том числе, фонд не может иметь акции, не имеет права давать займы, не может создавать эндаументы. «Это связано с узким пониманием благотворительности как исключительно пожертвований и помощи неимущим. Интересно, что мы учим сотрудников некоммерческих организаций создавать целевые капиталы (программа «Целевые капиталы: стратегия роста»), продвигаем этот признанный инструмент устойчивого финансирования, но сами использовать эту модель не можем. Надеемся, что рано или поздно наши законодатели приведут в порядок разрозненное законодательство в этой сфере и мы получим законы, исходящие из понимания общественной пользы».